ВЕБИНАР
(для скачивания
воспользуйтесь правой кнопкой мыши)
Скачать
(465 MB)
Вверх
|
Вебинар по теме "Микроэкономический
анализ и прогноз функционирования предприятия на рынке монополистической
конкуренции"
Смотреть на
YouTube
|
ВЕБИНАР
(для скачивания
воспользуйтесь правой кнопкой мыши)
Скачать часть 1
(140 MB)
Скачать часть 2
(91 MB)
Вверх
|
Вебинар по теме "Микроэкономический
анализ и прогноз спроса на товар в территориальном сегменте рынка"
Смотреть на
YouTube:
часть 1,
часть 2
|
ВЕБИНАР
(для скачивания
воспользуйтесь правой кнопкой мыши)
Скачать часть 1
(146 MB)
Скачать часть 2
(106 MB)
Вверх
|
Вебинар по теме "Микроэкономический
анализ и прогноз функционирования предприятия-монополиста"
Смотреть на
YouTube:
часть 1,
часть 2
|
АНКЕТНЫЕ МЕТОДЫ
ОЦЕНКИ СПРОСА Скачать
(138 Кб)
Вверх
|
Необходимо исследовать спрос на
определенный товар на рынке города Х. Исследование проводится анкетным
методом, ориентированным на объем покупок.
1. На основе обработки экспертных данных по предлагаемой методике
строится график спроса на выбранный товар в городе за определенный
период времени.
2. По двум точкам строится график линейной зависимости между величиной
спроса и ценой на товар. Выводится уравнение линейной зависимости между
величиной спроса (Qd) и ценой (P):
Qd = a - b*P,
где a - автономный спрос,
b - коэффициент ценовой реакции спроса.
3. На основе полученных данных:
а) проводится расчет величины спроса и выручки при различных ценах;
б) строится график спроса;
в) строится график выручки.
4. Определяется максимально возможная выручка на рынке товара, если по
каким-то причинам спрос растет на:
а)10%;
б)20%;
в)30%;
г) 40%;
д)50%.
|
ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА Скачать
(145 Кб)
Вверх
|
Необходимо исследовать ценовую
эластичность спроса на определенный товар на рынке города Х (см.
"Анкетные методы оценки спроса").
1. Рассчитать коэффициент ценовой эластичности спроса двумя методами в
разных диапазонах цен и объемов продаж.
2. На графике спроса выделить зоны эластичного спроса, неэластичного
спроса и спроса с единичной эластичностью.
3. На графике выручки провести анализ зависимости между эластичностью
спроса и возможной выручкой на рынке рассматриваемого товара.
4. Определить параметры спроса (P и Q), при которых Ep=1 и выручка
(обороты) TR на рынке товара максимальна.
Расчет провести: а) с помощью функции "Подбор параметра"
б) аналитически, решая систему
5. Определить параметры P и Q, при которых:
Ер = 5,
Ер = 2,
Ер = 0,5,
Ер = 0,2,
Ер = 0,1.
|
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РАВНОВЕСИЯ НА
ТОВАРНЫХ РЫНКАХ Скачать
(85 Кб)
Вверх
|
Промоделировать ситуацию, которая в
свое время произошла на рынке нефти
1. В течение года на рынке нефти покупается и продается 18 млрд.
баррелей нефти по цене 4$ за баррель, т.е
Qs = Qd = 18 млрд.
Предложение нефти создают страны ОПЕК и остальные страны - конкурентные
поставщики.
Страны ОПЕК продают 12 млрд. баррелей в год, а остальные конкурентные
поставщики - 6 млрд., т.е.
Qs = QsОПЕК + Qsк
18 = 12 + 6
Коэффициент ценовой эластичности спроса на нефть равен
Eрd = 0,05
Коэффициент ценовой эластичности предложения конкурентных поставщиков
равен
Eрs = 0,1
Необходимо рассчитать параметры функции спроса и функции предложения
конкурентных поставщиков.
2. Страны ОПЕК в течение трех лет уменьшали объемы поставок нефти на
рынок на 1 млрд. баррелей. Проанализировать изменения на рынке нефти.
Заполнить таблицу
3. Проанализировать механизм формирования равновесия на рынке нефти в
базовом году. Построить график спроса и предложения нефти.
4. Спрогнозировать изменение цен и объемов продаж на рынке нефти, если
по каким-то причинам спрос на нее растет на:
а) 5%,
б) 10%,
в) 15%,
г) 20% от базового периода.
5. Спрогнозировать изменение цен и объемов продаж на рынке нефти, если
дополнительно будет увеличиваться предложение на:
а) 5%,
б) 10%,
в) 15%,
г) 20%.
Построить график увеличенных на 20% спроса и предложения нефти.
6. На сколько процентов должен измениться спрос, чтобы цена на нефть
стала равна:
а) 5 $/баррель,
б) 6 $/баррель,
в) 7 $/баррель.
7. На сколько процентов должно измениться предложение, чтобы цена на
нефть упала до:
а) 3 $/баррель,
б) 2,5 $/баррель,
в) 2 $/баррель.
|
ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Скачать
(122 Кб)
Вверх
|
Предприятие имеет возможность
производить и продавать товар в пре-делах 10 штук в неделю. Общие
постоянные затраты предприятия в неделю составляют
TFC = 300 € в неделю.
Переменные затраты предприятия при различных масштабах бизнеса приведены
в таблице 1.2.
1. Рассчитать все виды затрат предприятия и построить графики
зависи-мости
1) общих постоянных затрат TFC, общих переменных затрат TVC, об-щих
суммарных затрат TC от объема производства Q и
2) средних постоянных затрат AFC, средних переменных затрат AVC, средних
суммарных затрат AC, предельных затрат MC от объема производства Q.
Для объема Q=5 штук в неделю сделать полный расчет.
2. Предположим, что предприятие работает только с пропорциональны-ми
переменными затратами, т.е. переменные затраты на единицу продукции
AVC=230 € на единицу не меняются. Выполнить задание 1 при таких
услови-ях.
3. Предположим, что предприятие работает в режиме Q=7 штук в неде-лю.
Необходимо уменьшить средние затраты AC путем изменения постоян-ных
расходов TFC. На сколько процентов необходимо снизить TFC, чтобы
уменьшить AC на а) 5%; б)10%; в)15%?
Построить графики и вывести уравнения зависимости
АС = f (TFC),
%DAC
= f (%DTFC).
|
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ОБЩИХ ВЕЛИЧИН Скачать
(64 Кб)
Вверх
|
Предприятие со своим товаром
работает на рынке совершенной конкуренции. Информация для расчета затрат
приведена в теме "Затраты предприятия".
1. Выбрать и обосновать наилучшую стратегию поведения на рынке данного
товара, если его цена будет:
- P = 280 €/шт.;
- P = 205 €/шт.;
- P = 160 €/шт.
Для каждого случая:
а) рассчитать прибыль при различных масштабах бизнеса;
б) построить:
- график доходов (выручки) и расходов (затрат);
- график прибыли и величины покрытия.
2. Предположим, что предприятие работает в режиме Q = 7 штук в неде-лю
при цене P = 280 € за единицу. На сколько процентов необходимо изменить
цены, чтобы повысить прибыль на:
-5%;
-10%;
-15%.
Построить графики и вывести уравнения зависимости:
- прибыли от цены (П = f (P));
- процента изменения прибыли от процента изменения цены
(%DП
= f(%DР)).
|
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ПРИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ ЗАТРАТАХ Скачать
(127 Кб)
Вверх
|
Предприятие организовала
производство и продажу продукции, основная информация по которой
следующая:
- средние переменные затраты AVC = 2,00 € на единицу;
- затраты на аренду помещения, выплату процентов за взятый ранее кредит
и другие постоянные расходы составляют TFC = 198 € в неделю;
- средняя цена продукции Р = 7,5 € за единицу.
1. Рассчитать точку безубыточности, то есть минимальный объем
производства и продаж, при котором предприятие будет работать без
убытков, но и без прибыли. Расчет сделать в диапазоне от 0 до 60 единиц
продукции в неделю. Построить график доходов и расходов и показать на
нем точку безубыточности.
2. Стоит задача работать с рентабельностью 0, 5, 10 и 15% к затратам.
Рассчитать, при какой цене это возможно, если предприятие работает в
режиме Q=40 единиц продукции в неделю.
Построить графики зависимости:
- прибыли от цены ( П = f(Р));
- рентабельности затрат от цены (R = f(P)).
3. Предприятие работает с объемами продаж Q = 40 единиц продукции в
неделю и ценой продаж Р = 7,5 € за единицу. При каких значениях средних
переменных затрат AVC предприятие может работать с рентабельностью 0, 5,
10 и 15%?
Построить графики зависимости:
- прибыли от средних переменных затрат (П = f(AVC));
- рентабельности затрат от средних переменных затрат (R = f(AVC)).
|
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАРЖИНАЛЬНОГО МЕТОДА
Скачать
(127 Кб)
Вверх
|
Общий рыночный спрос на товар при
разных цена можно описать функ-цией
Qd =200 – P,
где P – рыночная цена, €/шт.;
Qd – общая величина спроса, шт./неделя.
Общее рыночное предложение товара
всеми поставщиками при разных ценах можно описать функцией
Qs = 100 + P,
где P – рыночная цена, €/шт.;
Qs – общая величина предложения, шт./неделя.
Суммарные недельные затраты
одного предприятия (из многих), рабо-тающего на рынке данного товара в
условиях совершенной конкуренции, при разных объемах производства
описываются функцией
TC = q*q +
10•q + 30,
где q – количество производимых и
продаваемых предприятием единиц продукции за неделю;
TC – суммарные затраты предприятия, €/неделя.
1. Принять решение о наиболее
выгодном (оптимальном) для предпри-ятия объеме продаж. Рассчитать
ожидаемую прибыль.
Обоснование провести с использованием маржинального метода. Про-верку
правильности расчетов провести с использованием метода общих вели-чин
(выручки и затрат).
2. Построить графики зависимостей
– выручки TR и затрат TC от объемов производства q;
– прибыли П от объемов производства q;
– предельного дохода MR (P) и предельных затрат MC от объемов
производства q.
|
МАКСИМИЗАЦИЯ
ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Скачать
(63 Кб)
Вверх
|
Предприятие со своей модификацией
товара работает на рынке несовершенной конкуренции. Функция спроса на
товар имеет вид
Qd = 40 – 0,4•P,
где P – возможная цена,
руб./шт.;
Qd – величина спроса (продаж), тыс.шт./месяц.
Средние переменные расходы на
единицу продукции
AVC = 10 руб./шт.
Постоянные затраты предприятия
TFC = 150 тыс. руб./месяц
1. Выбрать и обосновать наилучшую
стратегию поведения (Popt и Qopt) на рынке данного товара в таких
условиях. Для этого для различных масштабов бизнеса:
а) рассчитать прибыль;
б) построить график доходов и расходов и график прибыли;
в) рассчитать предельный доход (MR) и предельные затраты (MC);
г) построить графики изменения MR и MC.
2. Предположим, что по каким–то
причинам переменные затраты на единицу продукции AVC в каждом из
периодов начинают расти на 5 руб./шт. Обосновать наилучшую стратегию
поведения в каждом из 10 пе-риодов (рассчитать средние переменные
затраты AVC, оптимальную цену Popt, оптмальный объем Qopt, максимальную
прибыль Пmax, масимальную величину покрытия ВПmax). Построить график и
вывести уравнение зависимости Пmax = f(AVC).
3. Определить значение средних переменных затрат AVC, при котором
наилучшим финансовым результатом для предприятия будет прибыль П=0?
|
МЕТОД ПРОБНЫХ ПРОДАЖ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ НА
НЕСОВЕРЩЕННЫХ РЫНКАХ
Скачать
(63 Кб)
Вверх
|
Предприятие работает со своим
товаром на несовершенном рынке. Пробная продажа товара показала: за
неделю по цене 70€ за штуку продали 30 единиц товара. Коэффициент
ценовой эластичности спроса E=2 (%/%).
Общие недельные затраты предприятия (в €), работающей на рынке данного
товара в условиях несовершенной конкуренции, описываются функцией
TC = Q*Q + 10 •Q + 30 ,
где Q – количество производимых и
продаваемых предприятием единиц продукции за неделю;
TC – общие суммарные затраты, € в неделю
Можно ли в этих условиях повысить
недельную прибыль путем более качественной ценовой настройки на клиентов
(изменяя цены и объемы продаж)?
|
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ НА НЕСОВЕРШЕННЫХ РЫНКАХ
Скачать
(63 Кб)
Вверх
|
На предприятии рассчитывают, что
возможности сбыта одного из реализуемых товаров в следующем месяце будут
такими:
Возможные объемы продаж
Возможная цена
реализации, руб./шт. |
Возможный объем
реализации, тыс.шт./месяц |
P
|
Q |
2,000
|
10 |
1,900
|
15 |
1,800
|
21 |
1,700
|
39 |
1,600
|
55 |
1,500
|
60 |
1,400
|
62
|
Средние переменные издержки
(пропорциональные) AVC = 0,700 рублей на единицу продукции.
1. Рассчитать наиболее выгодную для предприятия цену и объем реализации,
при которых величина покрытия будет максимальной.
2. На предприятии имеется информация, что данный товар можно реализовать
двум группам покупателей (А и Б), и поэтому решено проанализировать,
окупится ли проведение ценовой дискриминации. Все условия для ее
осуществления имеются.
Рассчитать наиболее выгодную для предприятия цену и объем реализации на
каждом из сегментов рынка, при которых общая величина покрытия будет
максимальной.
Предполагается, что в следующем месяце сбыт товара двум группам
по-купателей можно распределить следующим образом:
Возможные объемы продаж на разных
сегментах рынка
Возможная
цена реализации, руб./шт. |
Возможный
объем реализации, тыс.шт./месяц |
Клиенты группы А |
Клиенты группы Б |
P
|
QА
|
QБ |
2,000
|
10
|
0 |
1,900
|
14
|
1 |
1,800
|
16
|
5 |
1,700
|
17
|
22 |
1,600
|
18
|
37 |
1,500
|
18
|
42 |
1,400
|
18
|
44 |
|
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ МОНОПОЛИСТИ- ЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Скачать
(202 Кб)
Вверх
|
Предприятие со своей модификацией
товара работает на рынке монополистической конкуренции. Функция спроса
на товар имеет вид
Qd = 40 – 0,4•P,
где P – возможная цена,
руб./шт.;
Qd – величина спроса (продаж), тыс.шт./месяц.
Средние переменные расходы на
единицу продукции
AVC = 10 руб./шт.
Постоянные затраты предприятия
TFC = 150 тыс. руб./месяц
1. Проанализировать эффективность
затрат на рекламу с точки зрения возможной динамики прибыли исходя из
прогнозной информации о том, что каждые дополнительные 60
тыс. рублей в
месяц на рекламу увеличивают спрос (объем продаж) на 5%.
Выгодно ли проводить такую рекламную политику? Расчет провести для
десяти вариантов затрат на рекламу (10 периодов). Для второго и десятого
пе-риодов сделать полный расчет затрат и выручки при разных объемах
продаж и построить графики:
1) выручки TR и затрат TC;
2) цен P, предельного дохода MR и предельных затрат MC.
Построить графики зависимости:
1) TR=f(%DQ)
и TC=f(%DQ);
2) Пmax =f(TC рек).
2. Определить минимальное увеличение спроса на товар (%), при котором 60
тыс. рублей на рекламу во втором месяце окупятся, т.е. предприятие будет
зарабатывать ту же прибыль, что и в первом.
3. Определить максимальные затраты на рекламу во втором месяце, при
которых 5 %–й рост спроса на товар будет достаточным, т.е. предприятие
бу-дет зарабатывать ту же прибыль, что и в первом.
|
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МНОГОПРОФИЛЬНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ Скачать
(121 Кб)
Вверх
|
Предприятие располагает
собственным капиталом в СК = 5000 €. Предприятие покупает старую мебель,
заключает договор с реставратором и продает после восстановления мебель
клиентам. Коэффициент оборачиваемости капитала составляет примерно 3
раза в год. Мебель предприятие продает на 30% дороже, чем платит за нее
(включая расходы на реставрацию). Предприятие арендует помещение за 50 €
в неделю. Повседневные расходы, включая расходы на содержание
автомобиля, составляют 10000€ в год.
1. Оценить экономические перспективы данного бизнеса.
2. Рассчитать возможную прибыль предприятия при различной выручке и
показать ее на графике доходов (выручки) и расходов (затрат). Рассчитать
точку безубыточности.
3. Подобрать величину кредита, при которой данный бизнес будет работать
с рентабельностью 0, 4, 8, 12% к затратам.
4. Подобрать коэффициент оборачиваемости, при котором данный бизнес
будет работать с рентабельностью 0, 4, 8, 12% к затратам.
5. Подобрать наценку, при которой данный бизнес будет работать с
рентабельностью 0, 4, 8, 12% к затратам.
6. Предприятие собирается работать с 5%–ой рентабельностью. Максимально
возможная величина кредита – 5000 €. Коэффициент оборачиваемости можно
повысить максимум до 4 раз в год. Подобрать величину кредита, наценку и
коэффициент оборачиваемости, при которых 5%–ая рентабельность возможна.
|
МНОГОФАКТОРНЫЙ ПРОГНОЗ НА РЫНКЕ
МОНОПОЛИСТИ- ЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Скачать
(152 Кб)
Вверх
|
Предприятие со своей модификацией
товара работает на рынке монополистической конкуренции. Функция спроса
на товар имеет вид
Qd = 40 – 0,4•P,
где P – возможная цена,
руб./шт.;
Qd – величина спроса (продаж), тыс.шт./месяц.
Средние переменные расходы на
единицу продукции
AVC = 10 руб./шт.
Постоянные затраты предприятия
TFC = 150 тыс. руб./месяц
Предприятие решила выделить
деньги на неценовую конкуренцию в размере 200 тыс.руб. в месяц (TCНКmax).
Средства на неценовую конкуренцию
должны распределяться между всеми вариантами, но по отдельной позиции
должно расходоваться не больше 30% (mmax) от общей суммы.
Предполагается использовать следующие средства неценовой конкуренции:
a) реклама;
b) экономическая разведка;
c) дифференциация товара;
d) работа с госорганами;
e) дополнительные услуги при продаже (доставка, консультации).
Деньги, используемые для неценовой конкуренции, увеличивают спрос, но
отдача от каждой дополнительной "порции" денег уменьшается. Например,
если использовать на рекламу TCНКбаз = 60 млн.
руб. в месяц, то спрос на продукцию увеличится на %DQdбаз
= 5%. Но если использовать на рекламу, например, TCНК = 120
тыс.руб. в месяц, то прирост спроса будет не 10%, а меньше. Вторая
«порция» денег на рекламу обеспечит прирост спроса лишь на %Qdбаз*d
= 5*0,2 = 1%. Таким образом, общий прирост спроса составит %DQd
= 5+1=6%.
1. Необходимо распределить деньги
между отдельными направлениями конкуренции так, чтобы максимизировать
прибыль (если это возможно).
2. Подобрать оптимальный объем средств, используемых для неценовой
конкуренции так, чтобы прибыль предприятия увеличилась максимально.
|
ПРЕДПРИЯТИЕ
НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИЙ Скачать
(208 Кб)
Вверх
|
Работа выполняется в виде деловой игры. Группа
студентов делится на две команды, каждая из которых представляет
отдельные фирмы (A и Б). Фирмы продают свой товар на одном и том же
рынке. Фирмы одинаковые по производственным возможностям и затратам. В
игре моделируется поведение фирм в течение восьми недель. Неделя длится
примерно 5 минут. В начале каждой недели руководители фирм A и Б дают
преподавателю информацию об объемах продаж товара на очередной недели.
Фирмы принимают решение об объемах продаж независимо друг от друга. Они
могут лишь спрогнозировать возможное поведение фирмы-конкурента.
Среднерыночная цена зависит от рыночного спроса и суммарного объема
предложения товара.
Игра может проходить в рамках табличных данных Но фирмы могут
использовать и промежуточные цифры. Но в этом случае при расчете цены
необходимо пользоваться функциональными зависимостями.
Фирмы не могут работать "на склад" и обязаны продать весь заявленный
объем, даже если их не устраивает цена.
Цели каждой фирмы:
1. За время игры заработать максимум прибыли.
2. Заработать прибыли больше, чем у конкурента.
3. Не обанкротиться. Фирма может оказаться в ситуации убытков, если
товара в течение недели будет предложено слишком много и цена окажется
слишком низкой.
Дополнительные условия приводятся преподавателем во время проведения
игры. |
КОНСПЕКТ
ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Скачать
(4360 Кб)
Вверх
|
Конспект лекций для студентов заочной
формы обучения |
ПРАКТИКУМ
Скачать
(4900 Кб)
Вверх
|
Практикум по дисциплине "Микроэкономика" (для
групп ЭК) |
ЭУМК
Скачать
(28 MB)
Вверх
|
Электронный учебно-методический
комплекс по микроэкономике для специальности 1-27-01-01 "Экономика и
организация производства" |
ЭУМК
Скачать
(28 MB)
Вверх
|
Электронный учебно-методический
комплекс по микроэкономике для специальности 1-26-02-01 "Бизнес-администрирование" |
ПРИМЕР
ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Скачать
(2142 Кб)
Вверх
|
Пример оформления контрольной работы по микроэкономике для
студентов заочной формы обучения |
ТЕСТ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
Скачать
exe-файл
(400 Кб)
Скачать
rar-файл
(400 Кб)
Вверх
|
Программа тестирования по основным разделам
микроэкономики |
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГОСЭКЗАМЕНА (необходим пароль)
Скачать
(137 Кб)
Вверх
|
Лекции по микроэкономике, которые выносятся на
госэкзамен по специальности |
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
303021-15
Скачать
(4 Кб)
10503117-317
Скачать
(4 Кб)
Вверх
|
Экзаменационные вопросы по микроэкономике |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Скачать
(13000 Кб)
Вверх
|
Методическое пособие для выполнения лабораторных работ по микроэкономике |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Скачать
(900 Кб)
Вверх
|
Методическое пособие для практических занятий |
РЕЙТИНГОВАЯ СИТЕМА
Скачать
(8 Кб)
Вверх
|
Рейтинговая система, учитываемая на экзамене по микроэкономике |